×

Ошибка

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений szv/uh/majkova.jpg как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений szv/uh/majkova.jpg как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Он совсем небольшой, наш город Кимры, что раскинулся по обе стороны Волги и впадающей в неё прозрачно-хрустальной Кимрки, зато Кимрский район, о котором сегодня и пойдёт речь, растянулся на многие километры, объединив под своей эгидой сёла, деревни и крошечные, в несколько домов, деревушки, расположившиеся и у многочисленных притоков Волги, и, конечно же, по берегам великой русской реки, и на опушках лесных угодий, коими так богат наш район. Но главное богатство Кимрской земли – это, безусловно, люди, а люди здесь не простые – практически все с поистине золотыми руками, наделённые на генетическом уровне недюжинными талантами. На протяжении веков (начиная со времён царя Ивана Грозного) славилось село Кимры и его окрестности сапожных дел мастерами, другими ремёслами, позволявшими причислять село и его обитателей не просто к крестьянскому сословию, а к престижному во все времена званию мастеровых.

Наверное, в те далёкие времена зародилось стремление некоторой части ремесленников и мастеров всех направлений, особо одарённых, к воплощению своих мыслей и впечатлений не только во всякого рода изделиях, а ещё и в красках, перенесённых на бумагу или холст.  И славит нашу благодатную землю из века в век, из года в год плеяда живописцев и мастеров прикладного творчества, которыми так богаты наш город и район, постоянно прирастая новыми именами, принимая в свои ряды тех, в чьей душе навсегда поселилась любовь к древнему городу, носящему такое необычное (и даже несколько сказочное) имя – Кимры.

Художники кимрского края – одно из главных богатств, которым по праву гордится не только Кимрский район, но и Тверская область. Воспевая наш город и окрестности, радуя поклонников искусства необыкновенными по своему исполнению работами, живописцы дарят всем нам радость приобщения к великому таинству искусства, наполняют нашу жизнь тоже своего рода чудом – радостью созерцания прекрасного.

Имена многих кимрских художников знакомы поклонникам живописи не понаслышке, но все ли знают историю создания и роста уже прочно утвердившегося в рядах «лучших из лучших» Народного клуба «Созвездие», созданного на базе МУК «Районный Центр прикладного и художественного творчества Кимрского района Тверской области»? Наша задача – познакомить всех с идеей объединения художников и мастеров-прикладников в  клуб и прикоснуться к её истокам.

Безусловно, пальма первенства принадлежит тем художникам, которые, к нашему глубокому прискорбию, ушли из жизни, но живёт начатое ими движение по сплочению художников в своего рода союз, который вырос в клуб «Созвездие». Мы свято храним память об этих замечательных людях, положивших свои жизни на алтарь служения искусству. Вчитайтесь в их имена – эти художники заслуживают светлой памяти и преклонения.

 

Любовь Михайловна Майкова

1899 – 1998

{gallery}/szv/uh/majkova.jpg{/gallery}

Всемирно (нисколько не грешим против истины!) известная «бабушка Люба». Нет, она не входила ни в какое художественное сообщество, но не рассказать о ней было бы просто кощунством. После Великой Отечественной войны Любовь Михайловна, рано потерявшая мужа, переехала из Ржевского района Тверской области в деревню Селищи Кимрского района и прожила там до самых своих последних дней, а прожила она без одного года целый век!

Живя в трудах, заботах, повседневной суете, никогда она, даже в самых заветных мечтах, не представляла, что на склоне лет вдруг проснётся в ней неистребимое желание рисовать. Как рассказывала сама бабушка Люба, было ей видение – выйдя поутру в усадьбу, увидела она на небесной глади образ Богородицы, которая внимательно смотрела на неё и пыталась что-то передать ей взглядом своим. Вернувшись в избу, Любовь Михайловна вдруг ощутила непреодолимое желание запечатлеть этот образ на бумаге. А какая в глухой деревушке бумага? Взяла она обёртку от чая (если кто помнит, были такие – с одной стороны «серебряная» или «золотая», а с другой – белая). С трудом отыскала карандаш и… написала свою первую картинку. Потом были ещё и ещё – опять же на чайных обёртках. Чисто случайно зашли в её дом «московские гости», приехавшие в славящуюся своими богатыми грибными и ягодными местами деревню. И так же случайно увидели «картины». Следующий их приезд ознаменовался привозом бумаги, красок, карандашей – неслыханным по тем временам богатством. Так и родился художник-примитивист Любовь Михайловна Майкова. На сегодняшний день это легенда нашей Кимрской земли, признанная не только в России, но и далеко за её пределами. Мы чтим память о ней, помним её и верим, что только истинная привязанность к родному краю, родной земле, окружающей богатой природе рождает такие таланты.

 

Николай Кузьмич Втюрин

(1920 – 1993)

{gallery}/szv/uh/vtjurin.jpg{/gallery}

Именно этот известный художник стал основателем кимрского объединения художников. Выпускник Пензенского художественного училища. Переехал в Кимры в 1963 году из Казахстана. Пейзажист, работы которого всегда привлекали и привлекают внимание ценителей живописи. Работая в течение долгого времени директором ДК «Юность», параллельно преподавал рисунок в кружке юных художников, многие его ученики продолжили дело своего учителя.

 

 

 

Николай Ильич Хлебородов

1919 – 2001

{gallery}/szv/uh/hleborodov.jpg{/gallery}

Окончил Художественное училище им. 1905 года. В течение 27 лет руководил студией изобразительного искусства, воспитал и обучил более 1000 учеников, пятнадцать из которых (все – кимряки) получили высшее художественное образование. Пейзажи и портреты Николая Ильича завораживают зрителя чистотой красок, светлыми образами, теплотой и любовью к окружающему миру. Хранительницами и продолжательницами дела Николая Ильича являются его дочери – Валентина Николаевна и Галина Николаевна, талантливые профессиональные художницы, получившие широкое признание в мире живописи, являющиеся членами Народного клуба «Созвездие».

 

Алексей Фёдорович Артёмов

1943 – 2005

{gallery}/szv/uh/artemov.jpg{/gallery}

Один из многочисленных учеников Николая Ильича Хлебородова, получивший впоследствии профессиональное художественное образование: окончил Московское высшее художественно-прикладное училище (бывшее Строгановское), отделение проектирования оборудования и средств транспорта. Работая ведущим художником-конструктором в опытном конструкторском бюро на Савёловском машиностроительном заводе, параллельно вёл активную педагогическую деятельность, продолжая дело своего учителя по воспитанию юных художников в художественной студии при клубе им. Панкова. Живопись Алексея Артёмова – это поистине образец высокого исполнительского мастерства, тонкой передачи оттенков и нюансов цветовой палитры, воплощения в цвете и свете посредством кисти и красок природных красот, коими так богата Кимрская земля.

 

Владимир Антонович Козин

1940 – 2002

{gallery}/szv/uh/kozin.jpg{/gallery}

С детства приобщился к рисованию, посещал детскую студию изобразительного искусства, проявлял хорошие способности. Отслужив в Советской Армии (службу проходил в Петропавловске-Камчатском), с 1962 года работал в областном драматическом театре заведующим декоративным цехом. В Кимрах с 1970 года, работал главным художником Кимрского драматического театра. В его обязанности входила та постановочная часть спектаклей, которая касалась именно художественного оформления, написания эскизов как декораций, так и сценических костюмов. Владимир Антонович, работая в театре, окончил Заочный Народный университет им. Н.К. Крупской, факультет декоративно-прикладного  творчества, и посвятил всю свою сознательную жизнь театральному искусству. С 1991 по 1994 гг. совмещал работу художественного руководителя театра с деятельностью главного театрального художника. Свободное от работы время посвящал творчеству – активно занимался живописью, и рождались на свет замечательные пейзажи, портреты, жанровые картины. Принимал участие в областных и городских выставках.

 

Василий Фёдорович Морозов

1931 – 2005

{gallery}/szv/uh/morozov.jpg{/gallery}

Художник, пронесший практически через всю сознательную жизнь гордое звание «учитель». Выпускник художественно-графического факультета Московского заочного педагогического института, посвятил он себя служению педагогической деятельности – более 35 лет преподавал рисование и черчение в Кимрском механико-технологическом техникуме, который, несмотря на такое скучное название, готовил не только «ремесленников-обувщиков», но модельеров, дизайнеров обувного производства, для которых одной из главных дисциплин являлся именно рисунок. Будучи сам талантливым художником, Василий Фёдорович щедро делился своими знаниями и умением с учениками, приобщая их к живописи, преподавая не только технику рисования, но передавая им свой талант, своё видение окружающего мира глазами живописца. Картины Василия Фёдоровича всегда привлекали внимание зрителей и ценителей живописи искренностью и силой реализма, они пронизаны чувством глубокой любви к Родине, патриотичностью и светом всеобъемлющего альтруизма.

 

Валентин Дмитриевич Хрущ

1943 – 2005

{gallery}/szv/uh/hrusch.jpg{/gallery}

Выпускник Одесской школы живописи, графики и скульптуры. Яркий представитель концептуального направления в живописи. В его творчестве не было запретных тем, органичность и правдивость в каждой его работе неизменно привлекала внимание широкого круга поклонников и ценителей живописи. Портреты, натюрморты, пейзажи, сюжетные изображения библейских персонажей, глубокий интерес к греко-римской мифологии – равных по диапазону охвата любых направлений в искусстве Валентину Хрущу не было, да и на сегодняшний день пока нет. Его уникальные работы представлены в постоянной экспозиции ЮНЕСКО в Париже, национальном музее Вены, находятся в музеях и частных коллекциях в России, Украине, Германии, Франции, Швеции, Испании, Японии и США. И мы гордимся, что в нашем маленьком провинциальном городе жил и творил этот по всем параметрам неповторимый художник, оставивший в сердцах всех, кто знал его, кто был знаком с его творчеством, неизгладимый след и светлую память.

 

Пётр Петрович Лепёхин

1935 – 2005

{gallery}/szv/uh/lepehin.jpg{/gallery}

Самодеятельный художник, манеру письма которого невозможно спутать с другими живописцами. Строитель по профессии, непревзойдённый мастер отделочных работ, Пётр Лепёхин наряду с этим занимался живописью, отдавая предпочтение натюрморту. Его творчество поражало и продолжает поражать естественностью красок, согревает наши души теплым светом, льющимся буквально с каждого холста. Особенно любил он передавать на полотнах буйное цветение сирени, сияние ромашковых лугов, богатую цветовую палитру роскошных пионов… Он щедро дарил всем людям свой самобытный талант и любовь ко всему окружающему. Злой рок в одночасье унёс в небытие жизнь этого замечательного человека и его жены, верной спутницы на протяжении всей жизни… Светлая память и вечный покой…

 

Юрий Александрович Селивёрстов

1937 – 2009

{gallery}/szv/uh/seliverstov.jpg{/gallery}

2009 год для всех нас начался с огромной потери – на 72-м году ушёл в из жизни талантливый художник, мастер резьбы по дереву, человек, для которого приоритетными были такие истинно человеческие ценности, как дружба, общение, полное неприятие равнодушного отношения к ближнему. Астроном-геодезист по профессии, Юрий Александрович на протяжении всей жизни был не просто учёным – его интересовало всё, что даже выходило далеко за рамки профессиональной деятельности. Необъятная страна манила его своими просторами, дарила ему такие сюжеты, что, поверьте, у этого искушённого в плане «красивостей» человека душа взлетала на немыслимые высоты. И рождались в полном смысле слова шедевры – причём не только на холсте, но и в других работах, выполненных с присущей Юрию Александровичу тонкостью, своего рода грацией и изяществом. Резьба по дереву художника и мастера-прикладника Юрия Селивёрстова стоит едва ли не в первых рядах тех работ, которые неизменно являются предметом поклонения и искреннего восхищения всех, кому посчастливилось видеть работы Мастера.

 

Юрий Михайлович Рылеев

1948 – 2009

{gallery}/szv/uh/ryleev.jpg{/gallery}

Преданный, верный друг Народного клуба «Созвездие», художник, картины которого покоряли всех, кто имел счастье их видеть. Окончил Ташкентское республиканское художественное училище им. Бенькова, театрально-художественный институт им. А.Н. Островского по специальности «Монументально-декоративное искусство». Член Союза художников Узбекистана, член Союза художников России… И – без перечисления этих великих регалий – настолько замечательный человек, что и сегодня, спустя два с лишним года после его безвременной кончины, горькие спазмы сжимают горло, потому что жил и работал рядом с нами яркий, солнечный, светлый художник, тонкий и светлый душою Мастер, уникальный в своей талантливости человек, который никогда не кичился своей известностью (Узбекистан, Россия, Франция, Швейцария, КНР, Италия, Германия хранят в коллекциях произведений живописи картины художника Рылеева). Последние годы его жизни прошли в Кимрах, и последний приют он обрёл тоже в этом ставшим ему близким и родным городе… Память человеческая так устроена, что очень долго хранит хорошее, а, значит, так же долго-долго будут жить в самых её потаённых уголках добрые воспоминания о Юрии Михайловиче Рылееве – человеке, который дарил нам мир во всех его самых красочных проявлениях.

 

Виктор Николаевич Карташов

1929 – 2010

{gallery}/szv/uh/kartashov.jpg{/gallery}

Самодеятельный художник, родившийся в Кимрском районе Тверской области. Труженик тыла в годы ВОв, ветеран труда. Виктор Николаевич посвятил всю свою сознательную жизнь селу, работая после окончания Московской сельскохозяйственной академии главным агрономом в ряде совхозов Кимрского района, директором совхоза «Бородинский» (Кучинский сельский округ). И только после выхода на пенсию Виктор Николаевич открыл в себе недюжинный талант живописца. И началась новая эпоха в его жизни – руки не знали устали, а мольберт никогда не оставался «пустым», постоянно привлекая мастера к «холстинным просторам». Виктором Николаевичем создана целая галерея картин, тематика которых различна, обширна и многогранна. Здесь и пейзажи, и сцены охоты, и событийные картины, и сюжеты, посвященные Великой Отечественной войне. Представляя свои работы на выставках и вернисажах разных уровней – областных, региональных, международных, – Виктор Николаевич, как самобытный художник, никогда не был обойдён вниманием взыскательных ценителей искусства, привлекая их взоры не примитивизмом, а ощущением полного слияния с природой и окружающей его действительностью.

 

Виктор Григорьевич Каганчук

1927 – 2010

Один из самых ярких самодеятельных художников. Воспитывался до 14 лет в детском доме, а в годы войны (с 14 лет) трудился в тылу, работал кузнецом в Красноярском крае. Он не воевал, даже когда наступил  призывной возраст, так как в связи со своей специальностью был забронирован для работы в тылу. Рисовать начал с детства, проявляя поистине большие способности и талант. Любовь к живописи красной нитью прошла через всю жизнь этого скромного и обаятельного человека. В Кимры переехал в 1951 году, и с тех пор на выставках, на вернисажах всегда можно было видеть его картины. Но не только в нашем городе и районе поклонники живописи имели возможность знакомиться с творчеством Каганчука: он принимал участие в выставке «Славные сыны Отечества», посвящённой 50-летию Победы в Великой Отечественной войне (Москва, Поклонная Гора), картины демонстрировались в Смоленске, в ДНТ Твери. Работал по многим направлениям – пейзаж, портрет, буколика, жанровые картины.

 

Александр Матвеевич Коваль

1948 – 2014

{gallery}/szv/uh/koval.jpg{/gallery}

Александр Матвеевич Коваль – и сразу перед глазами встаёт человек, с которым связано в  Выставочном зале Районного центра прикладного и художественного творчества столько воспоминаний, столько радостных мгновений, столько встреч… Представляя его образ, мы увидим его с искренней улыбкой, открытым взглядом.

Александр Матвеевич – не был профессионалом, но это художник такого высокого уровня, у которого не каждый профессионал смог бы «учиться». Уверенно держал он в руках кисть, выражая любовь к родному краю посредством создания работ, которые на любой выставке, вернисаже всегда привлекали внимание зрителей невыразимой душевной тонкостью, свежестью красок, непередаваемым чувством беспредельной любви к России.

Нельзя просто сказать, что он любил русскую природу – одного взгляда на его работы достаточно, чтоб понять, насколько он был к ней близок. Заправский охотник, грибник, рыболов, пасечник. Художник по призванию души. Это все о нем.

Жизнь Александра Матвеевича была не менее интересна и поразительна: послевоенное детство, первое знакомство с кистью, учеба у известных художников. А потом – долгие годы работы машинистом электровоза на железной дороге. И вновь, как подарок судьбы, возвращение к мечте детства, к живописи.

Каждый зритель отыщет на его холстах  свою, знакомую с детства поляну или лесную тропу, вспомнит, как удивительно пахнут по утрам умытые росами травы… Почему? В чем секрет завораживающей естественности и красоты его незамысловатых пейзажей? Бог весть. Может быть, потому, что он, взрослый состоявшийся мужчина, не разучился смотреть на мир наблюдательными и доверчивыми глазами того самого мальца, которому когда-то судьба открыла заветную дверь в творчество.

Александра Матвеевича Коваль безвременно ушел от нас в 2014 году. Нам и сейчас трудно сказать о нем «был», потому что он жив в наших сердцах, в нашей памяти, в своих работах.

 

Владимир Семёнович Новиков

1941 – 2015

{gallery}/szv/uh/novikov.jpg{/gallery}

Владимир Семёнович Новиков родился в суровом 1941 году в Саратовской области. Его раннее детство пришлось на военную и послевоенную пору. Учился в Саратовском сельскохозяйственном техникуме, получил специальность агронома. Но с детства ощущал он в себе тягу к творчеству, приведшую его в Московский Народный университет искусств, после окончания которого работал учителем рисования в средней школе. С 1981 года проживал в Кимрах, работал столяром на деревообрабатывающем комбинате. Именно работа с деревом родила в его творческой натуре желание «оживить» древесину, наполнить её чудесным перевоплощением в произведение искусства. Деревянная скульптура – лишь небольшая часть созданных им работ, а сказочной красоты изделия из корневищ, разного рода ветвистых обломков, рассказывали всем о необыкновенном таланте мастера.

Смерть никогда не бывает ожидаемой, но здесь… Человек, каждый день жизни которого был наполнен творчеством, исканиями и задумками, искренне и преданно любящий природу и саму жизнь – покинул в одночасье земную обитель, растворившись в бескрайних просторах небытия… Больно и горько осознавать, что не увидим мы его замечательных работ, не услышим его голоса, не встретимся больше никогда. Но пока мы живы, будет жить память об этом человеке – художнике, мастере добром и светлом, воплощавшим в дереве свой необыкновенный талант и любовь к природе.

 

Нина Васильевна Проскурина

1951 – 2015

{gallery}/szv/uh/proskurina.jpg{/gallery}

Нина Васильевна Проскурина -  женщина неординарная в любом отношении – художница, поэтесса, очень обаятельная женщина… Нина Васильевна пришла к творчеству в достаточно зрелом возрасте, но это нисколько не помешало ей занять достойное место на подиуме, где царит живопись. Надо отметить, что творческие гены были переданы ей дедушкой, который был самодеятельным художником, но достаточно известным не только в близком окружении, но и далеко за его пределами.

Раннее детство маленькой Нины прошло в военном городке, в Калининградской области, в семье военного. Потом судьба распорядилась так, что родители переехали в посёлок Белый Городок Кимрского района Девочку привлекали окрестные пейзажи, на удивительных красотах окружающей природы она взрослела, стала понимать, что нужно учиться настоящему искусству. В 1985 году поступила в Заочный народный университет искусств, на факультет станковой живописи и графики, класс известной художницы Князевой Ольги Владимировны. Конечно, обучение в университете дало свои результаты – Нина Васильевна приобрела свое «перо», стала профессионально относиться к написанию работ.

Ей удавались работы разной тематики - пейзажи, натюрморты, любимые художницей кошки – в каждой призыв автора: любить всё, что нас окружает.

В 2015 году художественный мир Кимрского района настигла печальная весть о безвременном трагическом уходе Нины Васильевны Проскуриной…

Когда в очередной раз сталкиваешься с талантом, чувствуешь, что подарила нам судьба не просто встречу, а яркий луч света в нашей жизни. Значит, счастливые мы люди, потому что удача не обошла нас стороной – с нами рядом жила и творила талантливая, светлая женщина, художник, поэтесса - Нина Васильевна Проскурина.

 

Вера Николаевна Соболева

1937 – 2015

{gallery}/szv/uh/soboleva.jpg{/gallery}

Окончила Кимрское медицинское училище. Работала воспитателем в детском саду.

Работая администратором Выставочного зала и ежедневно общаясь с творческими людьми, Вера Николаевна ощутила в себе не просто желание, а стремление открыть в своей жизни новую страницу, посвящённую искусству. Талант в этой замечательной женщине был заложен с рождения, поэтому она без особого труда влилась в славную плеяду наших художников и мастеров прикладного творчества. Первые шаги в искусстве Вера Николаевна предприняла в качестве мастера декоративно – прикладного творчества. Восхищаясь произведениями искусства в качестве зрителя, увлеклась живописью..  И, что удивительно, – в ипостаси художника она выразила себя даже более ярко, чем в прикладном искусстве. Она нашла свою стезю в многокрасочном, наполненном множеством тем и направлений, мире искусства, находилась в постоянном творческом поиске. Никто не проходил мимо работ Веры Николаевны равнодушно – яркой неординарностью и душевным теплом веяло от каждой картины, принося тихий свет любви в сердца и души.

Ушла, как жила, летним, пронизанным солнцем днем, на 78 году жизни, оставив после себя в наследие свои солнечные полотна.